Нелюбовь в «Вишнёвом саде». *оригинал публикации с фото по ссылке: https://yestoto.ru/nelyubov-v-vishnyovom-sade/ 11.08.2021 «Ни в коем случае мы не можем исчезнуть без следа… Бессмертие – факт. Вот погодите, я докажу вам это…» – Антон Павлович Чехов. И он это давно доказал. Спектакли по пьесам Чехова идут во всех театрах. В Театре им. Моссовета есть целая трилогия в постановке Андрея Кончаловского: «Дядя Ваня» (2009 г.), «Три сестры» (2012 г.) и «Вишнёвый сад» (2016 г.). Заключительной была поставлена последняя написанная Чеховым пьеса. И как бы не утверждал автор, что «Вишнёвый сад» – это комедия, многие, в первую очередь, видят в ней драму. Но, может, мы просто не понимаем, что те проблемы, которые для героев пьесы и для нас – драма, для человека, уходящего из жизни, казались как раз таки комичными и мелкими? «Вишнёвый сад» поставлен примерно в тех же декорациях, что более ранние чеховские спектакли Андрея Кончаловского, – выдержан стиль, отличаются лишь детали (сценография – Андрей Кончаловский, художник-декоратор – Рушан Исмагилов). В центре сцены – подвижная платформа, на которой разворачивается большая часть действия. На заднике – экран. Все герои и предметы мебели – будто со старых фотографий. На персонажах настоящие исторические костюмы (художник по костюмам – Тамара Эшба). Да, для нас персонажи Чехова – словно музейные экспонаты, хотя, если прислушаться к ним внимательно – проблемы у современного человека те же. На экране – размытый меняющийся фон, он не в фокусе. В фокусе – люди. А еще в фокусе занавес, спускающийся на авансцену между сменами декораций и прерывающий действие, – на него проецируются фотографии Чехова, и аккуратным почерком, скрипя пером по бумаге, выводятся слова переписок автора с женой Ольгой Книппер-Чеховой, с сестрой Марией, с художником Константином Коровиным, с издателем и драматургом Алексеем Сувориным. Эти письма о том, как он себя чувствует, как тяжело знать, что ты уходишь, как порой слишком сложно физически заставлять себя что-то делать, но при этом Чехов пишет ту самую пьесу, спектакль по которой зритель пришел смотреть. Потому что он не может не писать даже тогда, когда ему тяжело. Пишет между приступами и утверждает, что это комедия, так как любовь, деньги, ностальгия – не причины для страданий, когда есть жизнь и желание жить. А вот если этого желание нет?.. Среди рассказов о здоровье и новой пьесе, уделяется внимание и журавлю, и Тузику, и Шарику, и ароматному хлебу, и путешествиям… Большинство актеров в «Вишнёвый сад» перешли из предыдущих постановок Кончаловского. Можно посмотреть все три части, и сравнить актеров и их героев, найти общие и связующие смыслы. Именно так советует режиссер. Но, наверное, можно и просто смотреть отдельные спектакли. Спектакль Андрея Кончаловского отличает то, что он скорее не о любви, а о нелюбви, о расчете как жить, о том, что все герои в той или иной степени стараются при минимуме затрат, подстраиваться под обстоятельства. Исключение – Ермолай Лопахин (Виталий Кищенко). Он как раз смог переломить свою судьбу сознательно, все остальные ждут чуда, не меняя ничего. Спектакль поставлен строго, четко, линейно, с мыслями о том, что комедия и трагедия, леность и работоспособность часто дополняют друг друга. Любителям совершенной классики спектакль понравится: здесь лучшие актеры театра играют героев Чехова. Чинно и лаконично, чуток холодно, но стильно и придирчиво. Здесь нет романтичного порхания, а есть только связь разума и легкомыслия. А еще есть желание героев жить там, где проще, без усилий, думая, что как-нибудь все «разрулится». Здесь не только Симеонов-Пищик надеется на удачу, а надеются все, кроме Лопахина. Только удача-то не благоволит всем. Раневская в исполнении Юлии Высоцкой красива, утончена, элегантна, но будто все время играет: она нервна, с дрожащими руками, и кажется, что ей просто хочется внимания публики, показать эмоцию физически, хотя сама-то не особо реагирует на других. И ей не нужно имение с садом, ей нужны деньги – и назад к любовнику. Гаев (оригинальная и интересная роль Александра Домогарова) – инфантильный, вальяжный, манерный, аристократичный барин, не осознающий того, что их семейство разоряется, привыкший ни в чем себе не отказывать, и даже после продажи сада не забывает об анчоусах. Лопахин резок, смел, целеустремлен, груб, он поднялся материально, но все-таки остался мужиком. Варя (Наталия Вдовина) вроде и любит Лопахина, но и не особо сама желает менять жизнь, ей нравится приглядывать за хозяйством – она так привыкла. Не будет этого имения, устроится в другое место. Аня (Юлия Бурова) еще пока молода и живет, радуясь, хотя при порочной маме и отсутствии финансов будущее ее смутно. Петя (Владимир Прокошин) мечтает поменять жизнь, подняв ее на некий новый уровень, но опять же – все только на словах. Яша (Владислав Боковин) ни в чем себе не отказывает, гуляя и кутя за чужой счёт. Симеонов-Пищик (Владимир Горюшин) – любимец фортуны. Епиходов (Александр Бобровский) – не любимец фортуны. Дуняша (Евгения Лях) кокетливо порхает по жизни. Чудесная Шарлотта у Ларисы Кузнецовой – бесполое комичное существо. А еще в спектакле есть призрак той самой «покойной мамы, идущей по саду» (Лили Болгашвили). Он ходит не только по саду, он качается на качелях в парке, он присутствует в доме, когда сообщают, что сад продан, он остается вместе с Фирсом в заколоченном особняке. «Это не драма, это комедия, местами даже фарс», – пишет Антон Павлович. Фарс – покупать анчоусы, когда ты разорен; фарс – на деньги, присланные, чтобы выкупить имение, ехать проживать их в Париж; фарс – рассуждать о том, как надо жить, но при этом ничего не делать; фарс – говорить о любви, но не любить. А театральный фарс – это когда старого деда играет молодой актер Антон Аносов (и играет очень натурально), но в этом «фарсе» изображен единственный человек, который любит и заботится о близких, не являясь им родным. Всех остальных не волнует судьба друг друга, и даже про утонувшего сына Раневская вспоминает как-то случайно, механически. Почему-то в этой истории, поставленной Андреем Кончаловским, никого из героев не жалко, ведь мало кто пытается что-то изменить, пытается жить по-настоящему, пока «не лопнула струна, и не обвалилась крыша» (тоже из письма Чехова). Разве что жаль самого Чехова: не уйди он так рано, сколько бы еще написал. ___ «Ты спрашиваешь, что такое жизнь? Это все равно, что спросить, что такое морковка. Морковка – есть морковка. И больше ничего неизвестно», – Антон Павлович Чехов (из письма жене). ___ Наталия Козлова #эксклюзив #YESTOTOexclusive #yestoto #yestotoru Театр имени Моссовета Театр им.МОССОВЕТА #Вишневыйсад #Чехов #ТеатрМоссовета #АндрейКончаловский #ЮлияВысоцкая #АлександрДомогаров #ВиталийКищенко #театрыМосквы #кудапойтивмоскве #АлександрБобровский #ЛарисаКузнецова #АнтонЧехов #пьесыЧехова #НаталияВдовина

Теги других блогов: театр спектакль Чехов