Мышеловка для Гамлета. *оригинал публикации с фото по ссылке: https://yestoto.ru/myshelovka-dlya-gamleta/ 04.10.2021 Международный Большой Детский фестиваль в самом разгаре. В Москву в этом году приехали не только конкурсные спектакли, но и призеры прошлого фестиваля. «Гамлета» У. Шекспира в постановке Андрея Тимошенко (Архангельского театра драмы имени Ломоносова) год назад на фестивале показывали онлайн, в этом же – спектакль был сыгран на сцене Московского Губернского театра. В Москву «Гамлет» приехал в ранге обладателя специального приза от художественного руководителя фестиваля Сергея Безрукова, полученного в прошлом году. Наверное, детским этот спектакль назвать сложно. Но, так как «Гамлет» – это все же пьеса из школьной программы, а взрослые тоже когда-то были детьми, то почему бы ему и не быть участником детского фестиваля? Возрастной ранг у спектакля 16+, что ему очень соответствует. Спектакль начинается с монолога Гамлета «Быть или не быть», позже Принц датский несколько раз задает себе этот вопрос: он будто постоянно живет с ним, постепенно подходя к тому моменту, когда читает этот монолог по тексту автора. В самом начале Гамлет, произнося «Быть или не быть», пребывая в сомнениях, потирая виски, он уже в этот момент сходит с ума, вспоминая, размышляя, мучаясь вопросами. Для усиления сумасшествия нужен только спусковой механизм, которым и становится призрак отца. Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними? Умереть. Забыться. Смотря на декорации и слушая этот монолог, понимаешь, что схватка с «морем бед» уже началась (сценография – Андрей Тимошенко). Ведь на сцене целый бассейн, по трем сторонам которого находятся стены крепости. Слева и справа – неподвижные, а стена в глубине раздвигается и сдвигается, за ней располагается целое пространство. Если бассейн, в котором большую часть времени проводят герои, ходя, плескаясь, фехтуя, борясь, любя, живя, умирая, – это первый уровень высоких декораций, то пространство за стеной – второй. Есть еще и третий – над стеной. Герои перемещаются на трех вертикальных уровнях. Выше стен и за средней стеной установлены решетки из тяжелых железных крестов, между ними стоят стражники-рыцари. Дания – тюрьма, и весь мир – тюрьма… Цвета спектакля – это оттенки серого, от белого – до черного, оттенки на которых можно «рисовать» светом и цветом. Свет «рисует» бардовым и синим, цвет «рисует» красным – сочится кровь, много крови. Брызги воды долетают до первых рядов, вода – стихия спектакля. Вода – это и очищение, и смерть. Когда Король отправляет Гамлета «поплавать», это сразу ассоциируется с посылом на смерть. Хореограф спектакля – Алишер Хасанов, постановщик боев – Владимир Гончаров. Режиссер в своей постановке каждому актеру придал объем. Гамлет в исполнении Ивана Братушева – не революционер, не жаждущий мести сын, а скорее рефлексирующий персонаж, не знающий что он должен сделать, чтобы отомстить за отца, потому что понимает, что это все равно ничего не решит в глобальном плане. Союз Клавдия (Дмитрий Беляков) и Гертруды (Наталия Латухина) – не любовь. Их начавшиеся отношения изображены в сцене фехтования (кстати, фехтуют артисты просто на загляденье и много), где Гертруда сопротивляется Клавдию, пока он не доводит ситуацию до того, что она вынуждена склониться перед ним на колени, а корону будущий Король просто снимает с её головы и надевает на себя. Полоний (Евгений Нифантьев) – не интриган, а любящий отец, беспокоящийся за влюбленную дочь. Образ Офелии (Татьяна Сердотецкая) укрупнен, если в начале – это девочка с косичками, играющая со своим братом Лаэртом (Александр Зимин) в кораблики, то позже, теряя отца, она взрослеет и сходит с ума. Офелия – самый трагический персонаж пьесы, у Андрея Тимошенко её судьба стала еще более трагической, чем обычно. Офелия в этой истории – единственный родной человек для Гамлета. Она не только сходит с ума, но еще и подвергается насилию со стороны Короля, а потом и солдат. Ее убивают морально, а затем и физически. А убивает ее Горацио (Михаил Кузьмин), которому в этом спектакле отведена особенная роль, роль «серого кардинала», вершителя судьбы Гамлета. Убив Офелию, то ли из жалости, то ли по приказу, Горацио даже в какой-то степени спасает ее душу, не допуская самоубийства. Так что получается, что Гамлета окружают предатели везде: это и его друзья Розенкранц и Гильдестерн (Александр Субботин и Константин Мокров), которые, одновременно, веселые могильщики, и его якобы «друг Горацио», который тоже могильщик, но уже персональный могильщик Гамлета, стоящий в стороне и до последнего непонятный персонаж, пока в конце он не принесет корону Фонтенбрасам. И тут все встанет на свои места… Прежде всего, конечно, спектакль впечатляет сценическим решением, масштабным и завораживающим, где все творят свои «мокрые» дела, но сценография – не оказывается единственной частью, которая привлекает на спектакль, не давая внутренней истории. История есть, есть и новые поиски, новые открытия, нешаблонные решения. Здесь показаны отношения людей, заточенных в крепости, отделенной рвом от… увы…. таких же крепостей со своими заключенными… ___ Наталия Козлова #эксклюзив #YESTOTOexclusive #yestoto #yestotoru Международный Большой Детский фестиваль ДрамТеатр Архангельский областной театр драмы #МБДФ #Гамлет #АрхДрама #Гамлет #детскийфестиваль #АндрейТимошенко #ИванБратушев

Теги других блогов: дети театр спектакль